PMI рассматривает возможность продажи электронного курительного устройства iQOS в России, рассказал вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России Сергей Слипченко. Конкретных сроков вывода продукта на российский рынок он не назвал. Источники «Ъ» на табачном рынке знают, что к запуску продаж iQOS PMI начала готовиться еще весной. В PMI «Ъ» подтвердили, что компания начала проводить тестирование iQOS среди ограниченной группы потребителей.
iQOS состоит из аккумулятора и прибора (напоминает по форме авторучку), куда помещаются похожие на сигареты табачные картриджи (Marlboro heatsticks). Если при курении обычных сигарет происходит выделение дыма за счет горения, то в iQOS табак нагревается, выделяя пар, этим и достигается потенциальное снижение риска для здоровья, объясняют в PMI. Компания ссылается на свои исследования, которые показали, что вырабатываемый iQOS пар, кроме никотина, содержит на 90% меньше других вредных веществ, которые вызывают заболевания, связанные с курением. «По сравнению с дымом обычной сигареты, токсичность аэрозоля, вырабатываемого iQOS, в среднем на 90−95% ниже, - утверждают в компании.- Другие исследования показывают, что аэрозоль, вырабатываемый iQOS, в отличие от традиционных сигарет, не оказывает негативного воздействия на качество воздуха внутри помещений». В PMI подчеркивают, что окончательные выводы о степени безопасности ее разработки будут сделаны во второй половине 2016 года.
Пилотные продажи iQOS начались в ноябре прошлого года в Италии и Японии. С августа этого года устройство доступно также в Швейцарии, где оно и было разработано. В Европе цена на iQOS составляет около €70 (около 5 тыс. руб.), стоимость пачки Marlboro heatsticks (в пачке 20 картриджей) составляет €5. В России, как считают в PMI, для iQOS должно быть создано отдельное регулирование, отличное от другой табачной продукции. Сейчас, считают в компании, российские законы и техрегламент не предусматривают возможности регулировать подобные устройства.
По данным Euromonitor International, общий оборот мирового табачного рынка в 2014 году составил $816,1 млрд. Из этой суммы на сегмент так называемой бездымной табачной продукции пришлось $12,2 млрд. Объем продаж продуктов типа iQOS (heat-not-burn) в прошлом году был совсем незначительным - всего $7,1 млн. Однако еще в 2012 году обороты этой категории были в 4,5 раза меньше - $1,6 млн. Как сказали в Euromonitor, iQOS занимает первое место по продажам в своем сегменте в Италии, в Японии у него второе место.
В разработку альтернативных табачных продуктов с пониженным риском PMI, по собственным данным, с 2008 года инвестировала более $2 млрд. Как недавно заявил в интервью CNBC глава PMI Андре Калантзопулос, в компании ожидают, что в течение пяти-десяти лет около 15% курильщиков переключатся на продукты с пониженном риском.
Перед запуском iQOS в России PMI начала налаживать диалог с регулирующими органами. По информации «Ъ», компания в конце сентября обращалась с письмом к вице-премьеру Ольге Голодец (курирует здравоохранение в правительстве). В нем PMI предложила поделиться результатами своих исследований с российскими учеными и заявила о готовности инвестировать в создание в России инфраструктуры для дальнейших научных исследований по разработке менее вредной для здоровья табачной продукции. Помощник вице-премьера Алексей Левченко подтвердил получение такого письма. «Никаких решений по нему еще не принято», - сказал он.
Олег Трутнев, Лозанна